Бум «удаленки» – какие возможны пути трансформации у офисной недвижимости

Влияние пандемии на офисную недвижимость становится очевидным, но какие есть перспективы развития рынка и какие возможны пути трансформации? – рассказал cоздатель SMART среды 4Rooms City, СЕО SMUROV.GROUP и эксперт по коммерческой недвижимости и инвестициям Александр Смуров.

Диджитализация ускорила свои темпы: на удаленке стало возможным поддерживать работу команды и проводить совещания, находясь вне офисов. Крупные компании приняли для себя решение отказаться от непрофильных активов и продать здания, потому что не хотят больше нести огромные эксплуатационные расходы. Всё чаще они выбирают аренду помещений и платят за понятные издержки. Средний сегмент активнее начал рассматривать готовые офисы в формате, так называемого, коворкинга “все включено”. В малом бизнесе выросло количество фрилансеров и самозанятых экспертов и, соответственно, увеличилась потребность в классических коворкингах.

Цифровизация изменит офисный сегмент – ценность теперь будет не в помещении, а в среде, в комьюнити, в котором человек находится. Какие «плюшки» и какие полезности дает человеку среда? От количества данных бенефитов и будет зависеть выбор и нахождение той или иной компании в рамках многофункционального комплекса  с различными направлениями, ведь люди больше не хотят находиться в серых, скучных стенах – их интересует нетворкинг, общение, нахождение в среде единомышленников. Переходить на формат “умной среды” в скором времени будут в том числе и крупные корпорации, мы видим это на примере Сбербанка и Яндекса.

Именно для образования  таких комьюнити будут создаваться коворкинги нового формата, например, осенью на проспекте Вернадского откроется SMART-cреда 4Rooms City, где на площади 36 тыс. кв. м. объединятся коворкинг на 7000 рабочих мест, фуд-холл и барное пространство – это будет полноценная среда для удовлетворения всех потребностей гостя.

Что касается конкуренции на этом рынке – огромное количество проектов потерпит неудачу, так как горизонт планирования и входа в эти проекты был семилетним. Сейчас горизонт планирования не должен превышать четырех лет. За счёт цифровизации и диджитализации, ускоренного изменения культуры потребления, проекты, которые были задуманы семь лет назад уже не актуальны, и инвестиции, которые будут вкладываться в данные проекты скорее всего не оправдаются. Чтобы сократить издержки я рекомендую проводить реконцепцию. Выгоднее увеличить себестоимость за счет реконцепции, чем просто вкладывать деньги в бетон, который, скорее всего, не будет востребован.

Запись опубликована в рубрике Новости строительства. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий